Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Нормативные акты международного и федерального значения

Нормативные акты местного самоуправления

Локальные акты МБДОУ


В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 235 разработаны Паспорта доступности (по корпусам), согласно которым:

  1. Корпус 1 (пр. Чехова, 45а) – объект признан условно доступным для категорий инвалидов с нарушениями слуха и нарушениями умственного развития. Для инвалидов на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения – не доступен.
    • Территория, прилегающая к зданию: Вход на территорию объекта осуществляется через калитку в воротах, имеется информационная табличка с названием объекта, режимом работы и адресом, продублирована шрифтом Брайля.
    • Пути движения на территории: Покрытие пешеходного пути на территории участка имеет неровную поверхность с зазорами и выбоинами.
    • Входы в здание: Вход на объект (лестничные марши) не доступен для инвалидов и других маломобильных групп населения. Краевые ступени на лестничном марше в подъезде выделены цветом. Лестничный марш не продублирован пандусом. Невозможно приспособить вход в здание для инвалидов на кресле-коляске без работ, требующих конструктивные изменения здания (ввиду затрагивания несущих стен, и требующих реконструкции части здания (расширение путей движения).
    • Пути движения внутри здания: Доступны частично избирательно следующим категориям инвалидов – с нарушением слуха, с нарушениями умственного развития.
    • Зона целевого назначения: Зона обслуживания отсутствует.
    • Санитарно-гигиенические помещения: На объекте санитарно-гигиенические помещения не предусмотрены для инвалидов на кресле-коляске, с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
  2. Корпус 2 (ул. М. Горького, 217/60) – объект признан условно доступным для категорий инвалидов с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями умственного развития. Для инвалидов на креслах-колясках, с нарушениями зрения – не доступен.
    • Входы в здание: Невозможно приспособить вход в здание для инвалидов на кресле-коляске без работ, требующих конструктивные изменения здания (ввиду затрагивания несущих стен) и требующих реконструкции части здания (расширение путей движения).

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".


Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МБДОУ функционирует 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.

В настоящий момент в детском саду:

  • Сурдопереводчик, тьютор в штате отсутствуют.
  • Услуги в дистанционном режиме не предоставляются.
  • Услуги по месту жительства инвалида не предоставляются.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.

Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие маты, батуты.

В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий:

  • ИКТ, метод моделирования
  • социо-игровые методы и приемы
  • проблемный метод обучения
  • проектная деятельность
  • метод моделирования
  • деятельностный подход
  • сказкотерапия, пескотерапия
  • театрально-игровая деятельность
  • приемы мнемотехники
  • здоровьесберегающие технологии
  • динамические паузы
  • разминка для пальцев
  • упражнения для глаз
  • дыхательная гимнастика
  • релаксационные паузы
  • психогимнастика
  • музыкотерапия
  • пальцевый массаж

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)